БИЧ 21 ВЕКА

Алкоголизм, наркомания стали настоящим бедствием в последние годы, можно даже сказать, пандемией 21 века. И, как это ни печально, потребление алкоголя и наркотических средств чаще всего начинается в подростковом возрасте, намного реже — в младшем школьном возрасте.

Такое раннее вовлечение неизбежно сказывается на физическом и психическом здоровье ребенка/подростка, резко ограничивает круг интересов и снижает интеллект и возможности для дальнейшего обучения. Кроме того, подросток, не имеющий самостоятельных источников дохода, зачастую, в поисках средств на удовлетворение пагубных пристрастий, вовлекается в криминальную деятельность, совершает противоправные действия. И, надо сказать, что ребята, злоупотребляющие психоактивными веществами (вещества, способные влиять на ЦНС, вызывая изменения психической активности мозга, влияя на память, внимание, интеллект, эмоционально-волевую сферу, мышление, восприятие и сознание), совсем не обязательно являются детьми из т.н. неблагополучных семей, где имеет место дефицит внимания к подростку и злоупотребление ПАВ родителями.

Врачи-наркологи и врачи-психотерапевты выделяют ряд причин, предрасполагающих факторов развития зависимостей (не обязательно, чтобы при их наличии в 100% возникала зависимость), которые делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся социальные факторы, играющие огромную роль в росте и становлении личности подростка (окружение, стереотипы воспитания и поведения в семье, семейные традиции с ранним привлечением детей к праздникам с употреблением алкоголя, неправильное воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки, влияние сверстников и педагогов, тяжелые стрессовые ситуации в семье и т.п.). К внутренним относятся наследственность, характериологические и психологические особенности в разные возрастные периоды. К примеру, если мы говорим о ребенке в возрасте до 7 лет, то основной способ его общения с окружающими, способ познания мира — это игровая деятельность. Если родители ребенка в этот период не находят времени на общение, заменяя его суррогатами типа модных гаджетов, игровых приставок, игровая деятельность может перерасти в компьютерную зависимость. Затем в младшем школьном возрасте, с 7 до 10-11 лет, ребенок начинает адаптироваться к новым для себя условиям: учеба в школе, взаимоотношения с учителями и одноклассниками, реакция родных на его успехи в классе, из чего формируется самооценка, переживания себя любимым и успешным либо наоборот. В этот период как никогда важно выказывать безусловную любовь к детям, поддерживать и ни в коем случае не допускать сравнений не в пользу своего ребенка, насмешек. Иначе велик риск развития протестных типов поведения, одним из которых может быть прием токсических веществ, уходы из дома и вовлечение в «плохие компании». Подростки (дети с 11 до 15 лет) отличаются выраженным стремлением к самостоятельности, именно в этом возрасте чаще всего начинают появляться конфликты с родителями и стремление выйти из-под их опеки, сделать «по-своему». Как следствие, иногда возникает необходимость в новых авторитетах, которыми часто являются лидеры дворовых компаний. А так как подростки еще не обладают твердым характером и не могут идти против мнения большинства, склонны к подражанию либо стараются «насолить родителям» путем употребления ПАВ («назло», «чтобы вам было плохо», «чтобы вы поняли, как мне плохо от вашего давления» или, наоборот, «чтобы вы наконец-то обратили на меня внимание»), то легко вовлекаются в злоупотребление алкоголем/наркотиками под нажимом окружающих сверстников. Позже, с 15-16 до 18 лет, негативные условия окружения начинают восприниматься со свойственным этому возрасту чрезмерным драматизмом, развитием депрессии, плохого физического самочувствия. Именно пытаясь преодолеть этот дискомфорт, юноши могут употреблять алкоголь и наркотики.

Если говорить о характериологическо-психологических особенностях, то существуют т.н. акцентуации характера (наиболее выраженная черта, которая не нарушает адаптации человека) и психопатизации (выраженные изменения характера, ведущие к нарушению поведения и адаптации). Наиболее «опасные» в этом плане: диссоциальное расстройство личности (психопатия)/неустойчивая акцентуация характера со стремлением к легким удовольствиям, сниженный интерес к жизни и учебе, безвольность, отсутствие четких взглядов на жизнь. Это эмоционально-неустойчивое расстройство и акцентуация (импульсивность, взрывчатость, агрессивность в состоянии опьянения/одурманивания, быстрое развитие зависимости со склонностью к раннему началу употребления ПАВ). Комформный тип характера с низкой критикой к своему поведению и стремлению быть, как все (если все вокруг пьют — и он пьет, если курят спайс — и он не будет отличаться от других); истерическое (диссоциативное) расстройство/акцентуация, для которого характерна театральность поведения, желание быть в центре внимания, вызывать восхищение, при котором употребление алкоголя/наркотиков в начале может носить демонстративный характер (желание выделиться из толпы, привлечь к себе внимание сверстников и старших, похвастаться), а потом очень быстро перерастает в зависимость.

Наследственность как предрасполагающий фактор в плане развития зависимостей включает: заболевания матери в период беременности, родовые инфекции, заболевания в период младенчества, которые могут повлиять на развитие ЦНС. В плане психопатий и психических расстройств следует отметить, что у детей, у которых родители или ближайшие родственники страдали какими-то психическими расстройствами или типами зависимостей, риск развития зависимостей выше, чем в среднем по популяции (особенно у девочек).

Врач-психотерапевт ИОНД А.Д. Бурджалиева.

Главный врач ОБУЗ «ИОНД» С.Н. Филиппов.


Добавить комментарий