Очень снежная зима!

«Посылают меня, Мань, сугробы чистить в глухомань…». С заданием редакции не поспоришь: надо сделать репортаж об уборке снега в отдаленных деревнях, значит сделаем. «Что, правда поедете и прямо на целый день?! — Такими словами встретил меня Владимир Васильевич Хренов, начальник ЗАО «Лухский ДСУ». — В таком случае вот вам техника и ваш «кавалер» на сегодня». Сбор материала под рубрикой «Испытано на себе» начался во вторник утром.

Рано-рано поутру

Техника – это трактор-снегоочиститель, а «кавалер» — водитель Сергей Борисович Разумов, с которым я еду в рейд по отдаленным деревням района на расчистку дорог от снега. «Здесь мало тепла, но много шума и тряски», — сразу предупреждает меня Сергей. Я пока еще пытаюсь шутить: «Помнится, в нашем институте нас тоже учили трактора водить». «Может, тогда сразу за руль?» – не остается в долгу Сергей. «Да нас учили по принципу: «Кирпич на газ — и куда он из колеи денется?!» — отвечаю. «Вот примерно также и мы ездим», — улыбается водитель.

Трактор – старенький «Кировец». Ехать на нем до первой деревни, с которой и начнется расчистка, как утверждает Сергей, где-то час, может быть, час двадцать. Выезжаем по расписанию – ровно в девять тридцать.

В ДСУ Сергей работает чуть больше года. А всю свою сознательную трудовую жизнь до этого был механизатором в различных сельхозпредприятиях района. И лишь один год, «как все», ездил в Москву на заработки. Но быстро вернулся оттуда на родную землю. «Я считаю, что работать нужно там, где живешь. Иначе просто нет смысла», — рассказывает он о своей жизни, пока мы тряско и валко, не спеша добираемся до рабочего «старта». Сам мужчина живет с семьей в Тимирязеве. Специальности водителя-механизатора учился в местной «кузнице рабочих кадров» — Лухском профтехучилище.

 «Отсюда есмь пошла…»

Вот и первая деревня — Кружково. «Отсюда и начнем». Но начать пришлось с мелкого ремонта. Засорился какой-то клапан. На ремонт уходит минут пятнадцать. В это время к нам подходит житель Кружкова. Николай Всеволодович с женой на этом краю деревни – единственные жители. «Прочистите нам до телефона», — просит он Сергея. И начинается работа. Для тех, кто думает, что почистить дорогу в деревне — просто проехать по ней с грейдером, скажу: это совсем не так. Во-первых, в начале и в конце каждой деревни необходимо сделать так называемую площадку. Это для того, чтобы любая машина, которая потом поедет по деревне, например, «скорая», автолавка или пожарная, смогла развернуться и совершить маневры. Во-вторых, иногда дорогу приходится расширять, то есть пробивать в снежной целине новый проезд. Дело это практически филигранное. Сдвинуть кучу снега в конце улицы, поднять нож, переключить передачу на заднюю, отъехать, снова переключить передачу уже на переднюю, опустить нож и опять двигать снег… И так, пока чистишь площадку, несколько раз. Обычно – не менее шести-семи.

Снега много, кажется, что даже такой трактор вот-вот утонет и забуксует. «Было и  такое, — делиться воспоминаниями Сергей. — Однажды забуксовал, под колесами лед образовался, тронуться с места и выехать не могу. Пришлось ходить на дорогу, носить руками песок, который сами же и разбрасывали. Набросал под колеса песка — так и выехал!»

Далее наш путь лежит в село Новое Воскресенье. Сначала освобождаем подъездные пути к реке – это непременное условие, чтобы у пожарных был полный доступ к водоему. Новое Воскресенье мы заканчиваем чистить около одиннадцати. «У меня на сегодня больше десятка деревень. В самых отдаленных живут по одному-двум старикам. А чистить все равно надо, иначе автолавка до них не доедет», — объясняет водитель.

К полудню добираемся до следующей деревни. Старинская расположена недалеко от автотрассы Лух-Быково. Ее расчистка не занимает много времени.

На очереди – Сваруха. Деревня большая. В начале населённого пункта, когда трактор расчищает площадку, к водителю подходит женщина и начинает жаловаться: «Надо бы почистить там-то и там-то, снега выпало много, и старикам не дойти до магазина»… Магазин — это, пожалуй, единственный постоянно действующий «источник цивилизации» в таких отдаленных местах.

Я как раз вышла подышать свежим воздухом: уж очень в кабине пахнет выхлопными газами. (Честно говоря, после часа такой езды начинает жутко болеть голова и от запаха, и от тряски). Внутри магазина вежливая улыбчивая продавщица и три пенсионерки на скамеечке что-то живо обсуждают. Пока любовалась местными красотами, трактор успевает прочистить и эту дорогу. Сразу за ним то тут то там из домов выходят сельские жители с лопатами, бросая на тракториста хмурые взгляды. Оно и понятно – у каждой тропы нож не поднимешь, поэтому расчищенные к дому дорожки оказываются снова засыпанными снегом. «Да уж, благодарностей не дождешься. Все больше ругаются», — невесело усмехается Сергей.

 Там, где кончаются дороги

По старой порздневской дороге углубляемся куда-то в леса и поля. Трактор едет, словно по туннелю из сосновых веток. Кабину то и дело засыпает снегом с этих самых веток, и они же стучат по крыше. «Когда я в первый раз поехал в этом направлении, думал, что и не выберусь из такой глуши…», — вспоминает водитель и успокаивающе поглядывает в мою сторону. Дорога вся в снегу,  тем не менее видно, что по ней совсем недавно кто-то проезжал. После получаса тряской езды снова начинаем расчищать площадку к реке и расположенным через нее мосткам. Здесь протекает Добрица, а на том берегу деревня Станово. «Через эти мостки ходят медики, когда приезжают сюда. Вокруг ехать к деревне – ещё километров пять. А так они переходят речку и сразу попадают на место», — объясняет Разумов и одновременно выполняет свои маневры на тракторе. Километра через два дальше по дороге и чуть левее видна церковь с колокольней. Вид потрясающий! Направо мост, возле него машины-легковушки. Удивляюсь: в такой дали? Оказывается, рыбаки. Их не меньше десятка, «облепили» весь лед. «Сюда ездят за рыбой и раками. А церковь эта, если присмотреться, без единого креста. Говорят, поэтому одно время тут устраивали свои сходки сатанисты», — кажется, что у Сергея о каждом из местечек,  которые мы проезжаем, есть что рассказать.

Делая круг, минуем Камешково, Станово, Кужлево. «Если бы не электрические столбы, полное впечатление, что попадаешь век в восемнадцатый. Как жили тогда люди, так и сейчас живут. Вон, посмотрите, дом. Труба в снегу, значит, не топлено. Но когда я бываю здесь, то возле дома всегда оказывается расчищено. Тут дедушка один живет. Да в соседней деревне еще один. Вот и все жители. А дальше есть еще три деревни, но в них уже совсем никого не осталось, поэтому туда никто и не ездит», — делится впечатлениями водитель.

На обратном пути – вторая поломка: нож на тракторе перестает подниматься. Опять встаем на ремонт. В деревеньке без названия, возле которой мы остановились, по словам Сергея, живет всего одна женщина-инвалид. Не заехать расчистить к ней дорогу нельзя: мать часто навещает сын из города, тоже инвалид.

Ремонтируя что-то сзади трактора, Сергей сетует, что техника старая, ей больше двадцати пяти лет, а на ремонт с такой погодой встать просто некогда… Но он справляется, как и всегда.

За окошком «Кировца» снова неспешно плывут обычные русские пейзажи. Чаще всего — пустые деревни, где-то с еще крепкими домами, а где-то с провалившимися кровлями. Застывшая история в остроконечных коньках крыш, резных наличниках, ставнях, покосившихся заборчиках. А ведь когда-то и здесь кипела жизнь…

 Погода шепчет…

На обратном пути разыгралась нешуточная метель. Видимость резко падает. «Плохая погода для нас. Когда тепло и влажно, работать труднее, производительность уменьшается. Снова синоптики передают метели и осадки. Вот и сегодня: что чистил что нет – опять все снегом засыпает», — вздыхает Сергей.

Между разговорами мы подъезжаем к очередной затерянной в лесах деревеньке. До следующего населенного пункта достаточное расстояние. Как старики-пенсионеры живут в такой отдаленности? «Тут между деревнями ходит один мужчина. Как-то раз остановился, разговорились с ним. Не помню, правда, как зовут. Но он помогает старикам: кому дров наколоть, кому снег почистить, кому воды наносить», — рассказывает Разумов.

Там где деревни расположены ближе к большой дороге (а если еще и река недалеко), места давно облюбовали городские дачники. Дома горожан отличают пластиковые окна и спутниковые антенны. Странно их видеть в лесной глуши… Дачники нынче пошли цивилизованные и привычные к комфорту.

Следующие по списку две деревни: Маньшино Большое и Малое. Они тоже недалеко от трассы, тоже большие и тоже почти пустые. Что в одной, что в другой — по паре человек. В Большой — единственный жилой дом в середине деревни. Но чистить приходится всю улицу (а она длинная) только потому, что на дальнем конце населенного пункта расположена трансформаторная подстанция.

…Мы в кабине уже почти семь часов. Семь часов беспрерывной тряски, вибрации, шума и запаха выхлопных газов. «С непривычки это, конечно, трудно – провести целый день в тракторе. Я вот до сих пор каждый день надышусь и как пьяный становлюсь. Трактор выключишь — тишина прямо оглушает. Зато спится хорошо после такого шума», — Сергей Борисович во всем старается находить хорошее.

 «А напоследок я скажу»

Напоследок две деревни на границе Лухского и Кинешемского районов: Суровцы и, километров пять дальше по трассе, — Серковка. Снова чистка площадок в обоих концах деревень, потом выезд на трассу. ВСЁ. На сегодняшний день «программа минимум» выполнена. Остается только вернуться в Кружково с другой стороны дороги и расчистить проезд там.

На обратном пути Сергей рассказывает, что если сложить все километры, которые он накручивает по округе, то получается как раз дорога до Иванова – около ста километров. А топлива расходуется на такую поездку около ста литров…

Обратный путь всегда кажется короче, но не в этот раз. Кажется, что мы едем уже целую вечность. Русиновская, Райки, Благовещенье…Наконец, впереди виден Лух. На улице Первомайской трактор не выдерживает и ломается в третий раз. «Боюсь, это надолго», — на этой грустной ноте мы и прощаемся с Сергеем. Ему потом еще ехать домой в Тимирязево.

Напряженная работа предстоит работникам ДСУ еще не один день, ведь метеорологи обещают снежный февраль. Бывает, что из-за руля не выходят по 12 часов… Зима в России больше чем зима!

P.S.:  А хорошо все же вернуться обратно в редакцию и, сидя в тепле и уюте, смотреть из окна, как трактор натужно раздвигает сугробы. Бог вам в помощь, снегоборцы!

          Я. Ягодкина      

Благодарим  В.В. Хренова, начальника ЗАО «Лухский ДСУ» за содействие в написании материала.

 

 

NameEmailWebsite

Добавить комментарий