«Простота – приманка воровства»

В принципе так можно перефразировать общеизвестную пословицу, когда изучаешь материалы целого ряда уголовных дел.


Речь в данном случае идет о так называемом «виктимном» (провоцирующем) поведении жертв, пострадавших от преступных посягательств.
С незапамятных времен всякого рода простофили и ротозеи притягивали к себе чужое внимание, а тем паче — внимание лиц, преследующих цель незаконно обогатиться за счет ближнего своего.
К сожалению, следственная практика и в настоящее время полна примеров, когда излишняя доверчивость либо невнимательность способствуют совершению хищений.
Особенно много в числе таких потерпевших женщин, в том числе пожилого возраста. Злоумышленники охотно пользуются ситуацией, когда какая-нибудь домохозяйка, закупаясь на рынке или в магазине, увлеченно изучает товар и не смотрит за собственной сумкой или карманами. В этот момент наиболее велик риск остаться без кошелька или телефона.
В других случаях преступники пользуются моментом, когда пожилые женщины, хлопоча в огороде, оставляют не запертым собственный дом. В подобных ситуациях жертвы лишаются сбережений и ювелирных изделий.
Аналог рассмотренной ситуации – оставленный в замке входной двери ключ (например, для того, чтобы внучка-школьница попала домой в отсутствие бабушки, отошедшей в магазин и т.д.).
Если же «непрошенные гости» столкнутся с хозяевами, то причины вторжения объясняются просто: «У вас не заперто, а мы ищем жилье для найма», «Здесь такие-то не живут?», ну или совсем банально: «Воды попить не дадите?».
Совсем недавно одну пожилую женщину обокрали при вышеописанных обстоятельствах, причем одна злоумышленница вступила с жертвой в отвлекающий разговор на пороге ее дома, а сообщник в это время «обчистил» сам дом.
«Классикой жанра» стали хищения денежных средств с использованием электронных средств платежа и так называемые «телефонные мошенничества». Здесь жертвы «ведутся» на ложные сообщения о заблокированных счетах, неожиданных выигрышах либо о попавших в беду родственниках, для выкупа которых требуется перевести денежные средства.
Многие потерпевшие вполне могли избежать данного статуса, если бы связались по «горячей линии» с банком (эти сведения общедоступны) либо просто позвонили «попавшим в беду» родственникам. Но в этих случаях преступники рассчитывают на испуг, панику жертвы (все те же пожилые граждане), настаивая на немедленном перечислении средств.
Следует отметить, что во всех перечисленных случаях найти злоумышленников крайне сложно. Еще сложнее доказать их виновность, если они не взяты «с поличным». Телефонные же мошенничества вообще совершаются, как правило, путем звонков из других субъектов Российской Федерации (известны случаи, когда сами звонившие вообще находились в местах лишения свободы). Сроки расследования по таким делам «съедаются» в результате ожидания запросов и проведения необходимых в таких случаях розыскных мероприятий.
А ведь всего этого вполне можно было бы избежать, прояви потерпевшие должное благоразумие. Зачем кого-то ввергать в искушение «зайти в гости» или наведаться в ваш карман? Равным образом, зачем «спасать» свои денежные средства, переводя их куда-то? Пока они в банке, тот несет за них ответственность (в том числе посредством страхования вкладов). Розыгрыши и лотереи вещь полезная, но если вы в них даже не участвовали, то лучше воздержаться от получения нежданных выигрышей.
В заключение отмечу, что настоящая статья не преследует цели посеять тотальные недоверие и подозрительность. Однако разумная осмотрительность еще ни когда и ни кому не вредила, а категории «доверие» и «доверчивость» могут и не иметь ничего общего.
Прокурор района старший советник юстиции Д.Р. Гордеев