«Воздушный» рабочий

Каждый второй мальчишка в детстве мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. Но не у каждого этой мечте суждено сбыться. Думал ли когда-то подросток Саша Мухин из далекой лухской деревеньки Краснопеево, что более 15-ти лет его жизни будут связаны с гражданской авиацией.

Родился Саша в дружной крестьянской семье. Его биография мало чем отличается от биографий детей, родившихся после войны. Окончив восемь классов, деревенский паренёк пошёл учиться в Вичугу на токаря. Получив профессию, приехал в родную деревню и устроился в совхоз «Лухский» помощником комбайнёра. Отработав сезон в совхозе, получил повестку из военкомата. Уезжая на службу в армию, Саша оставил в деревне не только родителей, но и молодую жену. Два года службы пролетели быстро. Возвращался домой Александр повзрослевшим мужчиной, которого дома ждали жена и сын.

И СНОВА В СТРОЙ

После службы Александр вместе с семьёй решил поискать счастье в городе Иванове. Так, судьба привела его на аэродром «Северный» в 81-й транспортный полк. И вновь для него началась военная служба, теперь уже по контракту.

«Когда я начал службу в должности механика по электрооборудованию, на аэродроме дислоцировались пять самолётов АН-22, — вспоминает А. Мухин. — Прослужив шесть лет, прошёл переподготовку на бортмеханика по десантному оборудованию. Сначала летал по ближним маршрутам: Иваново-Порздни, через Кострому на Буй. В 1977 году я был приписан к 224-му отряду гражданской авиации, и начались мои бесконечные командировки. Первую — в Эфиопию — запомнил навсегда. Тогда в стране шла война, и наш самолёт перевозил оружие. Нас в кабине было шесть человек экипажа, и каждый отвечал за свой участок работы. Меня часто потом спрашивали, испытывал ли я тогда страх. Конечно, лётная служба в «горячих точках» — это не романтические истории, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. За исполнение своего воинского долга в Эфиопии мне выделили квартиру. В то время у нас родился ещё одни сын. Семья росла, и мы были очень рады, что получили свою жилплощадь. После Эфиопии были еще четыре командировки в Париж. Мы доставляли экспонаты на выставку авиации и космонавтики в Ля-Бурже, в частности космический грузовой корабль «Прогресс».

НЕБО АФГАНИСТАНА

Афганская война стала   самым трагическим этапом в жизни многих советских военнослужащих. Коснулась она и Александра. В декабре 1979 года в составе дивизии из 90 единиц военно-транспортной авиации их экипаж был командирован в Кабул.

«В условиях, когда передвижение военных колонн по дорогам было сопряжено со значительным риском и требовало очень сильного охранения, советские и афганские войска вынуждены были использовать в основном транспортную авиацию для доставки живой силы и техники из СССР в Афганистан. АН-22, на котором я нёс службу, был самым большим транспортным самолетом из всех, что совершали регулярные полеты в Афганистан. Первым рейсом наш экипаж доставил дивизию десантников и пять БМД. Как сейчас, помню глаза молодых мальчишек, летевших в неизвестность. Предполагали ли они тогда, что, спустя несколько дней, мы повезем многих из них обратно «грузом 200»?! Не могу передать той боли, которую испытывал экипаж при виде завернутых в плащ-палатки или брезент юношей, еще не видевших жизни. Только через полгода погибших военнослужащих стал забирать «Черный тюльпан» — это название АН-12 взял от похоронного предприятия в Ташкенте, производящего гробы, обитые цинком, специально для ограниченного контингента советских войск. В самолёт АН-12 загружали обычно от восьми до пятнадцати гробов, сопровождал этот груз офицер из подразделения, откуда были погибшие, или близкий друг, который был в бою вместе с погибшим товарищем. Доставив груз в Союз, его передавали в райвоенкоматы, откуда призывались погибшие…»

В последующих боевых действиях именно повседневная работа военно-транспортной авиации в значительной мере обеспечивала действия всего ограниченного контингента. Ежемесячно выполнялись от 150 до 200 рейсов как внутри Афганистана, так и в Советский Союз и обратно.

«Наш экипаж непрерывно выполнял задачу по снабжению контингента советских войск всем необходимым и для боевых действий, и для жизни. Немалую долю в общем объеме перевозок составляли и гуманитарные грузы, предназначенные для афганцев. Доставка грузов и боеприпасов осуществлялась при нижней границе облачности 1000 метров. Однако это правило часто нарушалось в связи с требованиями боевой обстановки, и наиболее подготовленные экипажи частей военно-транспортной авиации выполняли полёты и при нижней границе облачности — 800 и даже 600 метров. У нас был такой случай: во втором движке закончилось масло, а топлива в самолёте было около 45-ти тонн. Москва запретила садиться и приказала лететь обратно на базу в Ташкент. Экипаж был вынужден развернуться в воздухе и лавировать между ущельями, так как самолёт никак не мог набрать нужную высоту. Но Бог миловал, и мы благополучно вернулись на базу. Можно сказать, что у нашего экипажа был свой ангел-хранитель. За время несения боевой службы мы ни разу не подверглись обстрелу. А так за время войны от зенитного огня душманов и в результате несчастных случаев были потеряны два ИЛ-76, пять АН-26, восемь АН-12 и один АН-30. Тогда излюбленной тактикой моджахедов было размещать зенитные средства около советских авиабаз, и «подлавливать» самолеты на взлете или посадке. В феврале 1983 года над аэродромом Джелалабад при заходе на посадку был сбит АН-12, все члены экипажа погибли. А в июле над тем же аэродромом на взлете был сбит еще один АН-12. На борту находилось 8 человек, все они тоже погибли. После этого инцидента Москва запретила полёты АН-22″.

Около 50-ти вылетов в Афганистан совершил экипаж, в состав которого входил А.А. Мухин. Затем были командировки в Якутию. Перевозили японский КАМАЦУ для разработки алмазных залежей. После Якутии бортмеханик Мухин продолжал службу на аэродроме «Северный», откуда был уволен по выслуге лет.

ЖИЗНЬ «НА ГРАЖДАНКЕ»

Молодой 36-летний пенсионер не стал сидеть сложа руки и сразу же устроился в милицию во вневедомственную охрану.

«Лихие девяностые» Александр вспоминает с улыбкой. Тогда он попробовал свои силы в бизнесе. Вместе с другом открыли видеосалон. Показывали фильмы, продавали видеокассеты. «Показывали по три киносеанса в день. Вход для посетителей был один рубль. Прибыль была, только вот деньги вкладывать было не во что — прилавки в магазинах были пусты. Бытовую технику для дома достал только по предъявлению удостоверения участника боевых действий. За четыре года заработал на автомобиль. В 1996 году устроился работать по своей профессии электрика. Потом по семейным обстоятельствам перебрался поближе к маме и брату в село Благовещенье», — вспоминает Александр.

В настоящее время А.А. Мухин живёт в деревне Деревеньки. Много пришлось пережить его семье за последние пятнадцать лет. Были невосполнимые потери, были и радости. У него дом, который обустроен своими руками. Любимые дети и внуки не забывают и часто навещают деда. Всё идёт своим чередом. Накануне Дня вывода советских войск из Афганистана Александр Ананьевич был награждён орденом «Ветеран Афганской войны». В его семейном архиве хранится немало наград и значков, а вот фотоснимков с афганской войны нет — запрещено тогда было фотографироваться. Особая гордость ветеранского архива — лётные книжки, где расписаны все полеты прапорщика Мухина.

Сейчас А.А. Мухин — частый гость в Благовещенской и Порздневской школах. Его приглашают на Уроки мужества, на мероприятия, посвященные Дню Победы и Дню защитника Отечества. Ему есть, о чём рассказать нынешнему поколению молодых.

NameEmailWebsite

Добавить комментарий