Недавно областная Дума приняла закон, принципиально изменивший систему формирования органов местного самоуправления в регионе. Об этом и многом другом мы поговорили с первым заместителем председателя правительства Ивановской области Андреем Кабановым.
— Андрей Юрьевич, депутаты областной Думы одобрили изменения в региональный закон «О некоторых вопросах формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований». То, что в них заложено, уже называют чуть ли не «муниципальной революцией»…
— На самом деле никакой революции нет. Есть эволюционное, поступательное развитие. Мы действуем в русле реформы местного самоуправления, которая в нашей стране идет практически непрерывно вот уже лет десять, и все преобразования продиктованы логикой и целесообразностью.
— В чем суть перемен?
— Во-первых, теперь главы муниципальных образований в нашем регионе будут избираться по конкурсу. Победителя из числа претендентов, отобранных конкурсной комиссией, определят голосованием депутаты местной думы или совета.
Во-вторых, избранный таким образом глава муниципалитета становится одновременно и высшим должностным лицом, и руководителем соответствующей администрации. Это, пожалуй, самое важное нововведение.
Председатели городских дум и районных советов при этом остаются полноправными руководителями представительных органов местного самоуправления.
В нашей стране так сложилось, что именно исполнительную власть наши сограждане воспринимают и главной, и ответственной за все, что происходит. На федеральном уровне эту ответственность несет президент, на региональном – губернатор. Вполне логично, если и на уровне муниципалитета будет такой руководитель.
— То есть мы возвращаемся к тому, что было до введения института сити-менеджеров…
— Все годы, пока существовало это «двухглавие», мы постоянно наблюдали возникающие то тут, то там конфликты между главой и главой администрации.
Должен заметить, что в ликвидации «двухглавия» есть еще один важный аспект. Объединение функций высшего должностного лица муниципалитета и сити-менеджера, как нетрудно догадаться, поможет очень серьезно сэкономить бюджетные средства местного самоуправления.
— По новому закону кандидатов в главы депутатам муниципалитетов отбирает конкурсная комиссия, где главную роль играют представители правительства области. Готовы ли областные власти поручиться за своих выдвиженцев?
— Безусловно. Предлагая своих кандидатов, правительство области берет на себя всю полноту ответственности за каждого.
— Почему срок полномочий новых сити-менеджеров областным законом ограничен до 2,5 лет?
— Мы хотим, чтобы каждый из новых руководителей муниципальных образований как минимум дважды прошел через горнило конкурсных процедур и депутатского голосования. Переизбрание на должность главы фактически станет для каждого из них своеобразным вотумом доверия.
— В своем отчете о работе правительства региона в 2014 году губернатор упомянул о создании в муниципалитетах единых администраций. Что это такое?
— Мы уже два года ведем работу, для того чтобы администрации городских поселений, которые одновременно являются административными центрами районов, были объединены с администрациями муниципальных районов. Эта работа подходит к завершению. На сегодняшний день у нас во всех муниципальных районах, кроме Заволжского, внесены необходимые изменения в уставы. Таким образом, уже в сентябре «двойных» администраций не будет, останется одна – единая для города и района.
— Судя по тому, как быстро областная Дума приняла соответствующий закон, с этим спешили. СМИ связывают это в первую очередь с тем, что у многих глав заканчивается срок полномочий, и нужно быстро произвести «перезагрузку» на местах.
— Определенная спешка была, но по иным причинам. Изменения назрели давно, но только с 7 марта в России законодательно закреплены новые способы избрания глав муниципальных образований. Поскольку ближайшие муниципальные выборы – уже осенью этого года, мы оперативно внесли поправки в региональное законодательство.
— Еще один важный вопрос, который вы начали решать – укрупнение сельских поселений…
— …И у него большая предыстория. Еще в советские времена в каждом районе были сельские администрации, исполнявшие роль территориального отдела районной администрации. У них не было самостоятельного бюджета, средства для решения насущных вопросов выделялись по смете. Затем на смену сельсоветам пришли полноправные поселения со своими администрациями и своими выборными органами. Поселения получились очень разные.
Понимание того, что проблему с сельскими поселениями надо решать, было и во времена губернаторства Михаила Меня. В некоторых муниципальных образованиях даже прошли референдумы, и объединение поселений состоялось в Родниковском, Лухском, Заволжском районах.
Работа по объединению мелких поселений в более крупные сейчас проводится в Южском, Пестяковском, Палехском, Юрьевецком и Лежневском районах. Хорошо, что сейчас закон не требует для этого обязательного проведения референдума — необходимо лишь решение местных депутатов.
Отмечу, что мы практикуем взвешенный подход к этому процессу. В любом правиле есть свои исключения. Один пример: Ласкарихинское сельское поселение Кинешемского района находится на другой стороне Волги. Там живет всего 500 человек, но для них единственный путь на «большую землю» — это паром. Поселение занимает огромную территорию, там достаточно много населенных пунктов. Укрупнять уже некуда, да и незачем.
Знаете, в чем еще проблема маленьких сельских поселений? Где найти главу администрации и депутатов, ведь там же живут почти одни пенсионеры. И потом, мало кто хочет краснеть за те мизерные бюджеты, на которые предполагалось таким поселениям выживать.
— Теперь бюджеты будут больше?
— Бюджет укрупненного поселения однозначно увеличится — финансирование-то подушевое. Возможностей у власти будет больше, на чиновниках и депутатах экономим… Правда, при этом в задачи укрупненных администраций войдет налаживание сообщения между «своими» населенными пунктами и обеспечения доступности власти для людей.
— Как вы видите решение этой проблемы?
— Власть, конечно, должна быть ближе к народу, но не за счет создания карликовых администраций в каждой деревне.
Думаю, схема будет примерно такая: в бывшей сельской администрации остаются один-два сотрудника-представителя новой администрации, к которым местные жители в привычном для них порядке могут обращаться со своими вопросами. С точки зрения доступности, уверен, ничего в худшую сторону не изменится. Мы приложим все усилия, чтобы этого не случилось.
— Мы говорили о задачах на ближайшие месяцы. Какие изменения ждут систему местного самоуправления в более отдаленном будущем?
— Рассматриваем перспективы объединения городских округов Тейково, Вичуга, Шуя с их муниципальными районами. В Фурманове и Родниках это уже произошло. Рано или поздно встанет вопрос об объединении Иванова, Кохмы и Ивановского района. Границ уже практически нет, а наличие разных муниципалитетов на одной территории создает массу проблем.
Мы находимся в начале пути, и топтаться на месте уже просто нельзя.
Фёдор Лапин, главный редактор «Ивановской газеты»