На пути к Истине…

В деревне Буяново Тимирязевского сельского поселения живёт семья художников – иконописцев Александра и Елены Голубевых.

А в глуши…

Любопытство позвало в дорогу. Честно признаться, никак не думала, что в глуши, где уже давным-давно домов и в помине нет, кто-то может обосноваться. Дорога в Буяново вела через Пестово. За ним пару километров она петляла между перелесков то вверх, то вниз и, казалось, вела в какой-то тупик. «Тупиком» оказался единственный дом, за которым… Казалось, жизнь здесь если и не остановилась, то замедлилась точно… Но громкий лай огромного сторожевого пса породы алабай развеял заповедную тишину. На эти звуки вышла хозяйка Елена, приветливо пригласила в дом. Вся семья оказалась в сборе, что бывает редко. А ещё уже два года живёт с ними отец главы семейства Александра — Олег Леонидович Голубев.

От музыки — к живописи

Саша родился в Палехе. Папа, Олег Леонидович, художник, работал  преподавателем в Палехском художественном училище. Мама, Вера Александровна, работала товароведом. В семье подрастала дочка Галя. В Лух с мамой перебрались, когда Саша пошел в пятый класс, среднюю школу закончил в 2000 году. Особых успехов в школе у парня не было. Точные науки не любил, да и рисовал не очень – на среднюю «четверочку», больше привлекала литература. Но стенгазеты оформлял с удовольствием. В школе начал заниматься единоборствами, но вскоре забросил. Затем посещал музыкальную школу, которая доставляла юноше настоящее удовольствие. Обучился игре на кларнете и саксофоне, играл в оркестре, позднее появилась гармошка и баян. А сестра как-то подарила ему старинные гусли. Учителя и сверстники пророчили Саше музыкальное будущее. Да и сам он тоже думал, что музыка — это дело его жизни. Но…

Всё изменилось благодаря старшей сестре. Галя училась в Палехском художественном училище, приезжала и рассказывала, как интересно учиться, какой необыкновенный мир у художников. А после окончания училища поехала в Москву и стала работать мультипликатором на студии «Полёт». Девушка с упоением рассказывала о своей работе. Увлекла брата интересными рисунками, а потом они вместе пошли в Палехское художественное училище. Экскурсия впечатлила парня. Поступил без проблем, с первого раза. Но для этого потребовалось приложить много сил.

Студент художественного училища приступил к учёбе с вдохновением и интересом. Стал постигать азы лаковой миниатюры. И лишь на третьем курсе познакомился с религиозной живописью. Мастерство и основы иконописи преподавал его отец, Олег Леонидович.

Приобщение к искусству

Но своим будущим художник иконопись не видел. Считал, что старинные, ушедшие в прошлое, каноны должны остаться в прошлом. А художник, как специалист любой профессии, должен продвигаться вперёд, искать новые темы, сюжеты и направления в искусстве. Хотя отличительной чертой многих художников и стало современное прочтение хорошо забытых образов, но это не для него.

«Однажды на втором курсе, во время летней практики, ко мне подошёл товарищ курсом старше и предложил расписать храм в Дивееве. Согласился. Занимались настенной росписью трапезной. До определённого момента это занятие было лишь реализацией знаний и  приобретением профессиональных навыков. Как и почему мы оказались на службе, не помню. Но то, что довелось увидеть, не забыть. Одна из прихожанок во время службы не могла приложиться к иконе и кресту. Она с криком  сильно билась в судорогах, не могла контролировать свои действия: стояла на коленях, её стан выгибался не вперёд, а назад так, что она затылком касалась пола. Это длилось, пока к ней не подошёл батюшка. Когда служитель рукой прикоснулся к голове женщины, она затихла, встала и пошла по храму, не обращая ни на кого внимания. Спокойно прильнула к кресту, затем к иконе.

Я стоял в стороне и осмысливал увиденное. Понимал, что со мной тоже что-то происходит. Коллеги по работе  что-то говорили,но слова «пролетали» мимо, мозг работал, пытаясь найти объяснение. В этот момент и начала происходить переоценка сознания, внутреннего состояния души, жизни. Думаю, что именно здесь и произошло моё воцерковление. Не могу утверждать, что сразу начал верить в Бога. У каждого своя вера. Но тогда для меня открылось многое.

С того момента я занимался настенной храмовой росписью уже с другим чувством. Работа увлекала всё больше и больше так, что я стал пропускать занятия в училище. Это, конечно, не приветствовалось, но прощалось, поскольку я был отличником. Училище закончил с красным дипломом. Специальность – художник лаковой миниатюры».

Судьба…

В 2004 году Александр решил продолжить свое образование. «Я отправился в Санкт – Петербург. Услышал, что там открывается «Высшая школа народных искусств». Её деятельность возобновила супруга Президента России Людмила Путина. В учебных планах было изучение различных видов шитья, лубочного искусства, других старинных, уже утраченных, ремёсел. Нас сразу «окунули» в теорию, практики не было. Большая часть однокурсников в свободное от учёбы время занималась росписью шкатулок. А шесть человек, в том числе и я, писали иконостас в домовой церкви при институте. Здесь я и познакомился с будущей женой Леной…».

Но эта встреча была не первой. Впервые Саша видел Лену ещё в Палехе. Она окончила Ивановское художественное училище, начала посещать храм. Знакомство с игуменом Даниилом, настоятелем Воскресенского собора в Шуе, послужило для девушки началом воцерковления. Он предложил ей поучиться иконописи и поработать у известного в Палехе художника – иконописца О.Н. Духанина. О Саше на тот момент ничего не знала, была знакома с его сестрой Галей. «А Саша — парень любопытный. Узнав, что приехала новая молодая художница, где-то краем глаза меня приметил, но никакого значения не придал», — улыбается Елена. Никто из них не думал тогда, что судьбы вновь пересекутся в стенах института в Питере.

Как это случилось? Лена тоже хотела развиваться дальше, мечтала учиться в Академии имени Сурикова в Москве. Не поступила. Подруга предложила поехать писать иконостас в Санкт-Петербург в тот институт и параллельно получать высшее образование. Работа свела молодых людей снова. «…Увидел раз, второй… Заинтересовался, стал приглядываться, замечать, что девушка серьёзная, увлечённая делом. Но и тогда я ещё не настроен был на серьёзные отношения. А вот когда наши пути стали пересекаться снова и снова, тогда задумался. До смешного доходило. Билеты на поезд брали в разное время, а купе оказывалось общим. И так раза четыре-пять подряд… Через год  мы  оформили отношения в ЗАГСе Санкт-Петербурга.

Из общежития перебрались в студенческий городок. Жить стало труднее, за жильё нужно было платить. Трудоустроиться молодым специалистам тоже сложно. Узкая специализация не позволяла найти работу по профилю. Да и учёба в институте не приносила удовольствия. Желанных профессиональных навыков я не получал. Чувствовал, что теряю навыки письма …».

После училища Саша работал в Москве на Рублёвке в мастерской по декоративному покрытию стен, обеспечивал себя средствами для учёбы в Санкт-Петербурге. Но красивый город с изумительной архитектурой не прикипел к душе. Молодые супруги приняли решение уехать из северной столицы ближе к родным местам. Саша рассказывал, как ему нравился уютный спокойный Лух, какие здесь приветливые люди, насколько красива природа, речка…

Лух

Молодую пару приняли Сашины бабушка и дедушка. Здесь тоже не всё  складывалось гладко. Первой родилась дочка Вера.  Супруги испытывали неудобства, думали, что стесняют своих родных. А самое главное- не было полной реализации в работе. Саша не мог жить без любимого дела. Супруги стали посещать службы в Успенском храме, принесли в дар свои иконописные произведения. Они сразу привлекли внимание. Выполнить икону на день ангела дочки их попросила С.Ю. Фокина, регент Тихонова монастыря. Художники охотно согласились. После завершения работы, Саша вместе с семьёй из-за бытовых трудностей всё-таки вынужден был уехать в Шую. Делали ремонт в доставшейся Лене по наследству квартире. И практически завершили его, когда раздался звонок телефона. Отец Агафон, настоятель Свято-Николо- Тихонова монастыря, пригласил Сашу на работу. Он предложил писать иконы, заняться оформлением часовни на Пустыньке, обещал квартиру. Знакомство с отцом Агафоном произошло благодаря С.Ю. Фокиной. Светлана Юрьевна показала настоятелю монастыря произведение искусства молодых художников.

Тимирязево

Семья возвратилась в лухский край, в село Тимирязево. Кроме художественных работ в храме, появились и частные заказчики. Работы Голубева стали  пользоваться популярностью. Батюшка Агафон не препятствовал благородному делу. Александр в составе бригады художников-иконописцев занимался стеновой росписью в храмах Удмуртии, Саратовской и Нижегородской областях… Но вот на Кипр батюшка Агафон  талантливого художника не отпустил, сказал:  «Либо — либо». Не погнался парень за «длинным» рублём.

Кстати, в Тимирязеве у Александра появилась возможность снова вернуться к спортивным занятиям. Он внёс предложение заниматься с кадетами рукопашным боем. Отец Агафон принял это с удовольствием и благословил. Работа с воспитанниками монастыря доставляла молодому тренеру удовольствие, а ребятам позволяла добиваться успехов. Учитель вместе с ними занимался верховой ездой.  Клуб «Тихоновец» стал ему родным. Первые соревнования не принесли успеха. Но тренер и ребята не отчаялись, работали над ошибками, занимались с удвоенной силой и верой в обязательную победу. Она не заставила себя долго ждать. Уже на следующих Всероссийских соревнованиях по открытому первенству России по рукопашному бою команда из Тимирязева взяла золото и бронзу. Это событие принесло славу не только команде, но и монастырю в целом…

Семейная жизнь тоже радовала: родился сын Вася. Но Саше было неуютно в казенной квартире панельного дома. Стены «ограничивали пространство, свободу души»… Вскоре семья по предложению отца Агафона перебралась в небольшой старенький дом. Уют создавали своими руками. Ремонта требовалось много. Посильную помощь стройматериалами оказывал монастырь. Руки хозяина были способны не только держать тонкую кисть, но и управляться с тяжёлым плотницким инструментом. На хрупкие плечи жены тоже легло много забот, с которыми она успешно справлялась. Затем родилась Лиза. Места в доме стало не хватать. Глава семьи вновь задумался о жилье. «Я всегда хотел жить, как в старину, на усадьбе, чтоб выйти из дома и любоваться привольем», — говорит Александр.

Буяново

«Однажды я пошёл прогуляться с собакой за село. Берегом реки мы дошли до Оношкова, обратный путь лежал через лес. Останавливался, заворожённый местными красотами, думал, размышлял… Примеряясь к местности, говорил себе: «Здесь я хотел бы построить дом, чтоб тишина вокруг»,… — рассказывает он .«…Взгляд упёрся в большой дом на краю заброшенной деревни. Я не поверил глазам. Как в сказке! Это то, о чём  мечтал. Подошёл ближе: красивое здание возвышалось на пригорке и привлекало к себе внимание. Как узнал позднее, в Буянове прежде было больше ста домов. А это место занимала монашеская усадьба —  молдавская  община. Понравился сложившийся уклад. Я почувствовал что-то общее. Простор, уединение… Мысли не давали покоя: хочу этот дом. Тем более монахини уже давно приняли решение покинуть эти места. Но не знал, что скажет Лена. Ведь у нас уже было трое деток. Уехать в глушь не каждая согласится. Сердце забилось чаще, когда услышал от супруги слова согласия.  Лена тоже была в восторге от этих мест. В 2012 году мы переехали в Буяново. Уже здесь родился четвёртый ребёнок – Андрей. Ни разу не пожалели, что перебрались в эту глушь».

Из монастыря художник  ушёл после того, как его стены покинул батюшка Агафон. Но связь с ним поддерживает регулярно. Ведь он духовный наставник семьи. Сейчас художник-иконописец сотрудничает с Нижегородской епархией, является бригадиром. Работы много. Лена занимается воспитанием детей, помогает супругу  по мере возможности. Вера  учится во втором классе, успехи отличные. Много рисует, сама выбирает тему. Вася растёт хозяином. Младшие Голубевы уже оставили свой «художественный» след во время росписи часовни в Пустыньке.

Может быть, в семье подрастает следующее поколение художников, а пока детки впитывают красоту изображений, тонкое великолепие произведений, созданных их родителями.

Усадьба Голубевых

Отдалённость от «цивилизации» не пугает. В подтверждение этому Александр и Елена с сынишкой Васей с удовольствием показали мне дворовое «богатство». В хлеве уютно себя чувствуют две козы, два вислобрюхих черных поросенка, в отдельной «комнате» потомства ожидает другая свинка-«вьетнамка». Подальше от незнакомого человека забились в угол утки, а вот курочки разной породы ведут себя очень смело. По соседству с утками – индюк с цесаркой. На улице в отдельном сарае стадо гусей. Площадь огорода больше гектара,  всё сажают сами. В дальней части — несколько ульев. «И мёд у нас тоже свой», — улыбается Александр. Большое хозяйство требует своевременного ухода. Но в семье никто не унывает, и труда не боятся. Детишки тоже помогают. Так что скучно на усадьбе Голубевых не бывает. А чтобы зимой совместить приятное с полезным, папа сделал для малышей каток прямо в огороде.

Искусство живописи

У художника глаза  и душа особенные. Чтобы «прикоснуться» к святому, необходима не только вера в Бога, а другое состояние души. Художник не возьмётся за кисть спонтанно. Техническую виртуозность, приверженность традициям, вместе с тем активные поиски новых образов и приёмов осуществляет художник, воссоздавая святые образы как в старых, возрождающихся храмах, так и во вновь строящихся.

От его художественных шедевров сложно оторвать глаза. Работы Александра известны не только по области, а далеко по всей России. Они прославляют  имя и талант мастера кисти из Тимирязева. Сейчас Александр предпочитает заниматься стеновой росписью в храмах. «Батюшка приводит нас на объект, показывает, где и что он хочет разместить. Начинаем изучать образы святых, всё, что связано с их жизнью. Знакомимся с краеведением: смотрим местность, изучаем историю села или города. Делаем схемы на стенах и так далее. Порой приходится работать на высоте более пятидесяти метров. Объёмы тоже бывают разные. Иногда на одном объекте работаем по полгода и больше.

Побывал в Европе. Потряс воображение храм Апостола Петра в Ватикане. Есть чему поучиться», — говорит Александр.

Его жизнь – это постоянное движение. Путь к Истине, к знаниям, к себе. И на этом пути, рука об руку с ним — супруга и дети. А в одиночку его и не преодолеть…

Е. Кошокина

 

NameEmailWebsite

Добавить комментарий