Не просто быть продавцом!

С работниками торговли мы встречаемся почти каждый день. В некоторые магазины заходить особенно приятно, именно благодаря людям, которые встречают нас по другую сторону прилавка. От улыбки продавца порой зависит настроение человека на целый день. В былые времена быть продавцом считалось почётно, но и сегодня эта профессия не утратила популярности.

Я отправилась в магазин в дальнюю деревню Котово Рябовского сельского поселения, что почти в двадцати километрах от районного центра Лух. За прилавком встретила Елена Александровна Солодухина. А работает она вдвоём с Галиной Альбертовной Митюниной, у которой в этот день был выходной.
– Мы вместе работаем уже более двадцати лет. А я, 1 июня исполнилось уже двадцать семь лет, как встала за прилавок этого магазина, – уточнила Елена, приветливо улыбаясь.
— И сама, небось, местная? – интересуюсь я.
— Нет. Приехала из деревни Сорокино. После того, как окончила кооперативное училище, получила направление от Лухского райпо сюда. Так здесь вот на всю жизнь и задержалась. А Галина Альбертовна раньше работала в колхозе «Дружба» главным бухгалтером, после развала пришла в магазин, — говорит Елена.
Беседа непринуждённо вернула нас в советские времена, когда в деревне было много народа, детей, в полную силу шли дела в сельском хозяйстве и приезжали шефы из города. Вспомнили и когда полки в магазинах пустовали, одни банки с морской капустой, и промышленного товара не хватало, даже карточки были. А сейчас картина совсем другая: товара любого на выбор, а если нет – привезут под заказ на другой же день, а вот народом край обнищал.
— Раньше только хлеба по двадцать четыре лотка в день продавали (в лотке по 14 буханок, насколько я помню. прим. авт.), а сейчас и полтора не всегда продадим, – уточняет продавец. – Основные покупатели — деревенские жители, а летом приезжает много дачников. Благодаря им и оживает сторонка. Вот был деревенский праздник, много посетителей и у нас в магазине. Гости, друзья и родственники местных жителей. Разве это не приятно? – продолжает моя собеседница.
Городские жители, конечно, уже привыкли к самообслуживанию, а сейчас ещё и карточками расплачиваться. И как бы это удивительно не было, но в магазине стоит терминал, посредством которого можно расплатиться за покупки. Весь товар тоже проводится через компьютерную систему.
— Когда нам установили компьютер, показали один раз, где и как, дальше сами учились простым методом…, сейчас всё делаем быстро, — поясняет Елена.
Смотришь, на продавца, и думаешь, кажется всё так просто и понятно, и за прилавком работа не такая уж и тяжёлая. Особенно, когда с тобой так легко и просто разговаривают. Ан, нет! Редкий знает закулисную сторону этой профессии, особенно сейчас, когда всё проводится через сетевые программы. Да, возможно, товара меньше, но… Впрочем, даже быть просто продавцом – непросто. Надо иметь крепкие нервы: и ребенку угодить, и старушку не обидеть.
Доброжелательность для продавца – самое главное качество. Как гласит народная мудрость: покупатель всегда прав. Если работник прилавка придерживается такого принципа в своей работе, значит, ему и работается легко. Тем не менее, покупатели бывают разные: и сварливые, и скандальные, требующие к себе особого внимания.
Несмотря на трудности, о выборе профессии Елена Александровна не жалеет. Правда, признается, что когда были самые трудные времена, предательские мысли уйти проскальзывали. А ведь главная причина – маленькая зарплата. Но в деревне идти не куда.
– А потом посидишь, подумаешь, куда уходить-то, ведь столько лет уже в торговле, – как итог говорит Елена Солодухина. – И опыт уже накоплен солидный. Да и нравится мне моя профессия. И покупатели у нас хорошие, мы к ним привыкли, как и они к нам. Мы общаемся постоянно, учитываем их пожелания. Ассортимент становится все больше, поэтому хочется, чтоб наши деревенские жители тоже смогли довольствоваться новинками товаров.
Терпение, уважение к покупателю – это тоже немаловажные качества, которыми должен обладать продавец. А самое главное, надо любить свою профессию.
Из собственного опыта могу подтвердить, что сдержанность, прежде всего. Не забуду и мудрость, которой меня научили: «Нагнись, ругнись, поднимись и улыбнись!» Конечно же, продавцы тоже люди, бывает, так сильно и незаслуженно обидят, хоть плачь. Но все же большинство покупателей – приятные люди!
Кроме всего прочего, магазин в селе ещё зачастую является и информационным центром, и продавцу приходится брать на себя роль главного информатора, поскольку все новости собираются и обсуждаются здесь. А ещё продавцам приходится выступать и в роли психологов. Есть покупатели, вернее покупательницы, которые готовы обсудить всё на свете: и погоду, и здоровье, и личную жизнь, и планы… Порой здесь рассказывают такие вещи, которые можно доверить только самым близким людям. Посочувствуешь человеку, пожалеешь, просто выслушаешь. Всякое бывает.

Со времен Древней Руси торговля играет важную роль в экономической и политической жизни страны. С развитием рыночных отношений профессия продавца стала одной из наиболее распространенных и востребованных. И если в средние века торговали, в основном, мужчины, то в настоящее время эта отрасль традиционно считается женской.
В свой профессиональный праздник, отмечаемый в России в четвертую субботу июля, значительная часть виновников торжества принимает поздравления, как правило, на рабочем месте. И коллектив редакции газеты «Родная нива» от души поздравляет всех работников прилавка с праздником и желает добрых и вежливых покупателей, стабильности и повышения финансового благосостояния! Всем здоровья и счастья!
Е. Кошокина

NameEmailWebsite

Добавить комментарий