Богатство родной речи

На протяжении многих лет любовь к поэзии и прозе прививает школьникам Галина Борисовна Чёлышева, учитель русского языка и литературы Тимирязевской основной школы.

Мои университеты

Маленькая Галочка Сидякина с детства интересовалась книгами. На её пути встречалось много хороших педагогов, которые и привили ей любовь к чтению. «Когда мы перешли в класс к Варваре Павловне Марковой, я подумала: «Хочу быть, как она!». Она могла так увлечь, что после уроков мы прибегали и просили что-нибудь рассказать. Сейчас я сама использую такой приём с детьми. Называю это «хулиганские рассказики»».

Бережное отношение к русскому языку и литературе прививала ей Г.А. Рубцова. Именно Генриетта Алексеевна убедила девушку поступать на филфак.

Через тернии – к слову

Студенткой вуза Галина стала не сразу. Ещё в школе не могла сделать выбор: учитель русского или немецкого, литературы или географии? Перевесила любовь к книге. Но путь к мечте оказался долог и тернист. В шуйский институт недобрала полбалла. Обидно, но ничего не поделаешь! Её реальным «университетом» стало Ивановское культпросветучилище. Библиотечное отделение – тоже прекрасная возможность приобщиться к слову, чтению и культуре. «Обучалась заочно, работая в библиотеках Быкова, Худынского. Затем предложили место в лухской детской библиотеке, но читателей Худынского не бросила — один раз в неделю проводила на абонементе. Старалась увлечь маленьких читателей художественным чтением. В этом помогали учителя Лухской школы. Вера Петровна Голубева в свободное время приводила учеников из группы продлённого дня. Самыми активными среди них были Оля Носова и Галя Яковлева (Ширшова). Бывало, за Олей мама, Людмила Михайловна, придёт: «Где ребёнок пищит?» А та за книжными стеллажами притихла, увлеклась чтением, и лишь изредка тоненький голосок подаёт…».

Детская библиотека находилась недалеко от бывшей школы Гали Сидякиной, в маленьком тесном здании, где занимался духовой оркестр (сейчас – «Зоомагазин»). Оттуда сотрудница библиотеки перешла работать в Лухское профтехучилище. Одновременно с этим  удалось, наконец, получить диплом о высшем образовании в Ивановском педагогическом институте. Затем вновь поступило предложение сменить место работы и профессию: пригласили стать учителем русского языка и литературы в Тимирязевской школе. 26 августа 1990 года Г.Б. Чёлышева переступила порог оставшейся для неё единственной школы. Наступил момент истины: перед ней первые ученики, а она — их классный руководитель. С тех пор, принимая новый класс, учитель, как в первый раз, познает вместе с ним богатство родной речи.

«Проба пера»

Почти за четверть века педагогического труда в школе набралось много интересного. Так родился альбом «Проба пера». В нём собраны детские «сочинялки», «рассуждалки», «почемучки», «поздравлялки». И каждое новое поколение вносит свой вклад. «При общении с молодёжью открываю новые грани живой разговорной речи. Правда, не всегда положительные. Иногда  заявляю, мол, нахваталась сленговых словечек. Вместо того чтобы поднимать вас до своего уровня, я опускаюсь до вашего. Давайте-ка вернёмся к классическому литературному языку!» — с улыбкой говорит Галина Борисовна. Но дети понимают, что строгость эта напускная, и любят своего педагога. Ольга Нагорова писала в сочинении: «Задают нам читать какую-нибудь книгу. Кажется – вот скукотища. А приходим на урок, послушаем нашего учителя, и мнение меняется: хочется взять и почитать. Правда, если произведение большое, то вдохновения хватает ненадолго. Вот если бы Галина Борисовна и дома могла поговорить, пообсуждать, то книга была бы прочитана!».

Галина Борисовна собирает в свою литературную копилку смешные высказывания из письменных работ и устных ответов. «Записывать не успеваю. Больше в голове держу. Вспомню – посмеюсь. К примеру, как-то не было настроения, а дети тянули во все стороны: «Галина Борисовна, ну, Галина Борисовна…». Резко ответила: «Я уже сто лет как Галина Борисовна!». И вдруг среди притихших подростков раздался голос Кирилла Беляева: «Как вы хорошо выглядите!» — смеётся она.

Любой педагог  имеет запас методических пособий. «Материалы прошлых лет пригодились и для современного курса «Литературное краеведение». Дети знакомятся с писателями и поэтами родного края, устраивают выставки. К восьмидесятилетию района провели сочинение среди учеников. Порадовало, что дети много пишут о своём селе,  о Лухе, изобретателе Бенардосе. «Ударили по безграмотности» участием в Дне почерка, Дне грамотея. Немало наград они имеют за различные конкурсы», — испытывает гордость за  учеников литератор.

И, забыв обо всём, задумчиво склоняется над стопкой страничек, заинтересованно всматриваясь в тексты. На домашнем столе её ожидают такие же высокие стопки тетрадей, учебников, и повсюду – книги, книги, книги. «Дон Кихот», «Ревизор», «Том Сойер», «Сын полка»… Герои прошлого. Герои нашего времени.

Е. Чевакина

 

NameEmailWebsite

Добавить комментарий