Долгие годы луховчанин В.А. Загуменников трудился на руководящих должностях. Из своих семидесяти пяти лет половину он отдал развитию родного края. И убеждён, что Лухскому району есть чем и кем гордиться.
От Москвы до самых до окраин
Владимир Александрович стоял у истоков возрождения района в конце шестидесятых годов. И корни привязанности к родной земле идут из детства.
— Родом я из деревни Бурково. Военные и послевоенные годы были тяжёлыми. Наша семья состояла из восьми человек. Среди шести детей я — младший. Имея хороший музыкальный слух, после окончания Георгиевской семилетки решил поступать в Ивановское культпросветучилище. Но документы вернули, объяснив, что необходимо иметь ещё и семь классов музыкальной школы. Продолжил обучение в Лухской школе, которая находилась от нас за двенадцать километров, жил на квартире. После окончания десятилетки мне предложили место заведующего местным клубом. А в октябре 1959-го призвали в армию. Служил в Таманской дивизии, которая участвовала в парадах и куда был строгий отбор.
После демобилизации Владимир поступил в Ивановский сельскохозяйственный институт. Здесь он нашёл своё призвание и свою любовь. На последнем курсе предложил руку и сердце шуянке Людмиле. В 1967 году молодожёны вернулись в Лухский район, который был второй раз «рождён» в 1965 году. Владимира Александровича приняли на должность второго зоотехника в управление сельского хозяйства, а Людмилу Николаевну – экономистом в колхоз «Тимирязевский».
— В период ликвидации района предприятия были «раскиданы» по другим муниципалитетам. Например, колхозы «Россия», «Красный Октябрь», «Дружба» относились к Палехскому району. А потом они снова «возвратились на родину». Первые руководители района также были «со стороны»: Николай Павлович Бойцов, Мария Васильевна Воробьёва, Евгений Фёдорович Карачёв, Валентина Яковлевна Ульянова, Иван Александрович Тихомиров… Главным зоотехником района, под началом которого я трудился четыре года, была Ираида Галактионовна Мотова. Из тех, с кем я начинал работать в те годы, остались немногие. Сельским хозяйством занимались тогда все. Крупных руководителей назначали ответственными за сельские Советы, другие отвечали за колхозы, фермы. Направляющей силой была компартия, указам которой подчинялись все безоговорочно. К слову сказать, руководящий состав редко отмечали благодарностью, больше спрашивали и высказывали замечания. Результаты оценивались по итогам пятилетки. Спрос был очень строгий. Приходилось тяжело, но труд на родной земле придавал сил.
Накормим всю Ивановскую!
Владимир Александрович продолжает «экскурс» в прошлое Лухского края.
— В нашей местности более тысячи человек были заняты на сельхозработах. Из них — триста шестьдесят доярок, пятьсот механизаторов, триста трактористов. В своё время Лухский район сдавал до пятидесяти двух тонн молока и пяти тонн мяса в день. Значительную часть составляли поставки самого крупного сельхозпредприятия «Порздневский». Деятельность любого важного узла в первую очередь зависела от сильного руководителя. Если брать поголовье крупного рогатого скота, то имелось 17 000 КРС, из них 6 200 – коров (980 – в Порзднях). Содержалось 3500 овец, больше половины в Филине (опять-таки, Порздневская сторона).
Хорошо была поставлена откормочная база молодняка крупного рогатого скота. Действовал комплекс, так называемый «БАМ», где содержался молодняк. Телят в хозяйствах откармливали до ста двадцати килограммов, поставляли в совхоз «Лухский», где их вес догоняли до двухсот. Но и это был не предел. Поголовье отправляли в Петровский откормочный совхоз. Молодняк рос в буквальном смысле на дрожжах, на хлебных отходах – барде. Телята могли достигать трёх с половиной сотен килограммов.
Подобный замкнутый цикл в свиноводстве осуществлялся в совхозе «Вишневский». По достижении пяти-шести килограммов молочных поросят отделяли от матки, ещё откармливали и перевозили в Кохму, где вес догоняли до ста двадцати-ста пятидесяти. Затем поголовье отправляли на один из трёх в области перерабатывающих комбинатов: в Иваново, Шую или Кинешму. Проблема была в сбыте: комбинаты не успевали перерабатывать такое количество мяса. Поэтому для каждой территории составлялся свой график.
Под крылом самолёта
— Специалисты были в те годы наперечёт. Большую организаторскую роль играли сельские Советы. Их руководителями тогда работали: Н.А. Разживин — Порздневский, Н.Ф. Новожилов — Нововоскресенский, А. Васильев — Быковский, Л.И. Соснин — Запрудновский, Ф.И. Баландин — Слободкинский. Все они были участниками войны. У населения закупались 543 тонны молока и 284 тонны мяса в год. А.И. Перов руководил колхозом «Красный Октябрь», Г.Ф. Козлов возглавил «Прогресс» (позже – «Лухский»), В.П. Ягодкин – «Тимирязевский», А.В. Блинов – «Добрицу»… Всего тогда насчитывалось шестнадцать хозяйств, включая Шилекшинскую зону: «им. Красина», «им. Кирова», «Победа», «Искра». Однако, в 1981 году по инициативе местных жителей Шилекша отошла к Кинешемскому району. Так было удобнее и экономичнее. Было налажено воздушное сообщение: по маршруту Иваново–Лух–Шилекша летал самолёт АН-2.
В конце шестидесятых на территории Лухского района дорог в асфальтовом исполнении не было. Поедет, к примеру, Валентина Яковлевна Ульянова на совещание в областной центр, а у сушильного завода «ГАЗик» встанет. Приходилось машину трактором из непролазной грязи вытаскивать. Первая трасса с твёрдым покрытием на моей памяти была оборудована в семьдесят втором году – дорога до поворота на Родники. Поэтому авиарейсы здорово выручали. Особенно проверяющих. Первый секретарь обкома Владимир Григорьевич Клюев осматривал Лухский район с воздуха! А потом нередко вызов «на ковёр»… Причины могли быть самые разные.
«Народная стройка»
По словам В.А. Загуменникова, основное развитие района началось, примерно, с 1978 года, когда вышло Постановление Правительства «О развитии Нечерноземной зоны» (к которой причислялся и наш край). Много внимания уделялось дорожному и жилищному строительству. Действовал метод народной стройки, когда большую помощь оказывали шефы.
— Во всех колхозах и совхозах оборудовались тёплые стоянки для ремонта и хранения сельхозтехники. Строились склады минеральных удобрений. Активно развёртывалось строительство жилых домов. В самом посёлке за год вводили в эксплуатацию не менее одного двенадцатиквартирного дома. Начальник Ивавтодора Жуков обещал: «Строить будем, если район поможет». Сильную поддержку генеральному подрядчику оказывали «Сельхозтехника», «Сельхозхимия», совхозы, которые предоставляли технику для завоза гравия. Сколько успели возвести! Пять мостов в бетонном исполнении, объездная дорога для большегрузов – от Заболотья до Запруднова по направлению на Нижний Новгород. Кирпичные здания школ в Порзднях, Рябове, Быкове, Лухе, щитовое в Котове, корпус профтехучилища, детского комбината «Ручеёк». Были выстроены здания для детских садов, Домов культуры. Также в это время были установлены памятные сооружения в честь погибших на Второй мировой войне.
С 1984 по 1992 год В.А. Загуменников выполнял обязанности председателя райисполкома. На заслуженный отдых он ушёл с должности председателя комитета по управлению земельным имуществом. Но до сих пор переживает за судьбу района, его жителей, предприятий и организаций.
— Так было обидно, когда из-за перестройки рухнуло множество планов. Прекратилась эксплуатация асфальтового завода, оборудование которого с трудом доставили из Кривого Рога. Но поработал завод, увы, недолго. Больной вопрос – обеспечение местного населения газом. Нужно было в доперестроечные годы уделять ему больше внимания. Ведь ещё в 1988 году была составлена проектно-сметная документация газификации муниципалитета. Придёт в район газ – придут инвесторы.
Хотелось бы открыть гостям муниципалитета и его новые грани. Нам есть чем привлечь туристов. Но всё опять упирается в развитие инфраструктуры сельской местности: гостиниц, дорог, кафе, рекламных мест…Лухский край богат своей историей. А её делают сами жители.
Но любые трудности можно преодолеть, пока живут на земле такие неравнодушные люди.
Е. Чевакина