Не забыта!

В газете «Родная нива» № 3 за 22 января этого года была опубликована статья «Забыта — заброшена?…». В ней рассказывалось о церкви Рождества Христова в селе Сокольском Тимирязевского сельского поселения, которой больше двухсот лет. Несмотря на то, что коренные жители в настоящее время в селе не проживают, остались ещё старожилы, их дети, которые захотели поделиться воспоминаниями.

Жива людская память

Александра Николаевна Умнова (Мочижова) родилась в селе Сокольском в 1934 году. Сейчас она проживает в деревне Пестово Тимирязевского сельского поселения, что в пяти километрах от её малой родины. В Пестово она вышла замуж, где обзавелась своим хозяйством. Но Сокольское, родительский дом Александра Николаевна не забывала никогда. И сейчас на склоне лет идет пожилая женщина проторенной дорогой в родную сторонку, к одинокому храму, чтобы почтить память своих родственников…

«Родилась я в большой семье. Нас было семеро детей, но некоторые умерли в младенчестве. Я — четвёртый ребёнок. Детство совпало с военным временем. Поэтому с малых лет пришлось привыкать к работе. Отец погиб  в 1942 году на Курской дуге. Когда закончилась война, мне было одиннадцать лет. К этому времени я  уже в полную силу помогала родителям.

Сокольское было большим селом. В моё детство там насчитывалось сто пятьдесят четыре дома, но с течением времени количество жителей увеличилось —  шло строительство современного жилья (щитовых домов) для работников сельского хозяйства. В колхозе имелось много животных: коров, лошадей, свиней, а также кур, гусей, была большая пасека. Председательствовал тогда Ягодкин, — рассказывает Александра Николаевна. — Церковь величаво возносилась в центре села и практически всегда стояла открыта. Она была обнесена белокаменным забором с железными решётками и воротами. Не закрыли храм  ни во время церковных гонений и революционной разрухи, ни в войну. Миновала её участь истребления.  Батюшка прихода  жил в селе наравне со всеми. У него было много детей, с которыми мы тоже дружбу водили.

Детворы в селе вообще было много. Все мы — маленькие девочки и мальчики гурьбой бегали в храм, много ходило туда молодёжи. Причём молодёжь  соблюдала все православные каноны. Например, во время постов  хотя и ходили в клуб, но не петь и плясать, а только смотреть фильмы.

В воскресные и праздничные дни храм посещали всей семьёй – эту традицию чтили все селяне. Кроме того, много народа приходило из других сёл и деревень района, даже из близлежащей вичугской округи. В Тимирязеве в то время церковь и монастырь были не действующими, поэтому народ тоже  шёл в Сокольское. В нашей церкви проходило много венчаний, нам очень нравилось смотреть на это торжество.

Был в церкви и свой хор, который возглавлял Фёдор Курочкин. Он настолько умело управлял хором, что церковное пение просто завораживало. Слава о его искусстве далеко разнеслась, и его часто пытались переманить  в областной центр. Тех, кто пел в хоре, помню: Дубов, Дорогов, Голубев, Захаровы Лида, Лиза, Клава, Нечаева Анна. И это еще не все… А тётя Нюра Малкова отличалась особенным голосом. Внутреннюю атмосферу церковной службы, которую создавали селяне своим пением, трудно передать словами, её нужно прочувствовать. Мы привыкали к традициям ненавязчиво. Мои родители были глубоко верующими. Несмотря на занятость, мама всегда находила время помолиться. Она два года не дожила до столетнего юбилея и в девяносто пять ещё стояла службы в Свято-Николо-Тихоновом монастыре».

Идущие от сердца искренние слова пожилой женщины, похоже, до сих пор бередят её душу. Да и как было не восхищаться красотой духовного храма, величественные стены которого сияли белизной, и солнце словно играло в золотых куполах пятиглавия. А переливы колокольного звона, разносившиеся далеко по округе…Казалось, время не властно над творением неизвестных мастеров. Да и вряд ли кто тогда мог подумать, что православную святыню, выстоявшую в лихие годы,  будут использовать в качестве хранилища колхозного добра. Но…

 

Закрылась…

«Закрыли церковь в пятидесятых годах. Нашего батюшку перевели в другое место, куда — никто не знал. Но многие помнят, что его сын Алексей тоже стал священнослужителем. Он служил в одном из храмов в городе Кинешма, и многие наши селяне ездили к нему на службы, — продолжает свой рассказ Анна Николаевна. – После отъезда батюшки в церковь прислали дьякона. А он очень любил употреблять водочку. Однажды ночью он возвращался домой, свернул с дороги, заблудился и угодил в колодец. Гуляющая молодёжь услышала звуки, доносящиеся со дна колодца, и позвала на помощь мужчин, которые и вытащили горемыку. Его спасло, что в колодце было мало воды. Дьякона после этой истории уволили, а церковь закрыли. Приехала машина, погрузили все иконы, некоторую утварь увезли в Худынскую церковь. Какое-то время церковь использовали под склад, хранили зерно.

Время начало разрушать Рождественский храм, «помогли» и некоторые люди. Помнится, председатель колхоза забрал несколько металлических решёток для строительства скотного двора. Жители не давали рушить ограду, но руководитель никого не послушал — ведь для дела. Спустя некоторое время ферма сгорела».  

 

Свет в душе

«Мы обрадовались, когда в Сокольское заехал батюшка Агафон, который занимался восстановлением Свято- Николо-Тихонова монастыря в Тимирязеве. Он с такой болью смотрел на церковь, которая рушилась от времени! Появилась надежда, что вновь когда-нибудь услышим  родной колокольный звон. Несмотря на свою занятость, батюшка Агафон стал регулярно проводить службы в Сокольском. Народ потянулся вновь, приезжали из Вичуги. Все жители и дачники стали активно помогать в уборке храма. Но после того, как батюшка Агафон покинул монастырскую обитель, прекратились и службы в церкви. Но люди сами продолжали поддерживать заведенный порядок, приходили в церковь в праздники, кто-то — просто помолиться. Наследники бывших селян хранят родительское жильё, приезжают из городов и тоже принимают участие в уборке территории храма. Сейчас основную заботу взяли на себя Виктор Александрович Лютин, его сын и сноха. Они приезжают  в село каждое лето. Поддерживать родную церковь старается и моя двоюродная сестра Валентина Васильевна Мочижова. Живёт она в Алма-Ате, приезжает на малую родину ежегодно. Это она прислала некоторые церковные принадлежности для праздничного убранства храма.

От того, что люди стараются сохранить свою православную обитель, на душе светлее. Я тоже по мере возможности навещаю родной приход. Последний раз была там десятого ноября прошлого года. Мы приехали с Валей Зеленцовой, «провели свою службу», пропели праздничные песни в честь престольного праздника села. Буду надеяться, что здоровье позволит и в этом году побывать в Сокольском».

История любого храма уникальна. Уцелевшие культовые постройки представляют большую ценность для сохранения нашей истории, нашего наследия. Поэтому, наверно, и жива в душах людских надежда на то, что всё-таки когда-нибудь вновь зазвонят колокола, оповещая народ о православных традициях.

        Е. Кошокина

 

NameEmailWebsite

Добавить комментарий