Он родился в Лухе

В 2015 году исполняется 210 лет со дня рождения академика Императорской Академии Художеств, луховчанина по происхождению, Никанора Григорьевича Чернецова.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИЗДАТЕЛЯ

Известно, что старший брат академик Императорской Академии Художеств Григорий Григорьевич Чернецов (1802-1865), благодаря поддержке издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина П.П. и дозволения Президента Академии Художеств А.Н. Оленина, на положении «постороннего» ученика с 1819 года занимался в Академии ежедневно по 2 часа рисованием с оригиналов. Преодолевая в течение первых 3-х лет жизни в Петербурге трудности и лишения, Григорий терпеливо и упорно совершенствовался в живописи. Помогало ему Общество Поощрения Художников. Благодаря успехам (2-е малые серебряные медали), Григорий получил от Общества Поощрения Художников обещание — распространить покровительство и на младшего брата Никанора. В 1823 году Никанор приехал в С-Петербург и стал обучаться в Академии как «посторонний» ученик. Учителем Никанора и Григория с 1823 года по решению Общества Поощрения Художников стал руководитель пейзажного класса Максим Никифорович Воробьев (1787-1853) — один из пионеров русской романтической пейзажной живописи. Особое внимание М.Н. Воробьев оказывал на творчество Никанора Чернецова.

Об успехах братьев Чернецовых свидетельствуют записи в «Отчетах Общества Поощрения Художников». На одном из конкурсов на золотую медаль Григорий представил работу «Перспективный Вид Военной Галереи Зимнего Дворца», а Никанор «Перспективный Вид Французской Галереи в Эрмитаже». За эти работы в сентябре 1827 года Григорию и Никанору были присуждены золотые медали второго достоинства.

ПУТЕШЕСТВЕННИК

Григорий был принят на службу в кабинет со званием живописца Его Величества. Никанор своей живописью привлек внимание элиты С-Петербурга, обратил на себя внимание сильных покровителей и стал путешествовать по России. Привлекают внимание публики работы Никанора «Вид Дворца и каштанов, посаженных Петром Великим в Екатеринтале» и «Бурная ночь в окрестностях Ревеля».

На молодого Чернецова обращают внимание сильные мира сего. Среди них самой значительной личностью можно считать А. Х. Бенкендорфа (1783-1844). Не многие знали о том, что Александр Христофорович был членом Общества Поощрения Художников, любил живопись, коллекционировал картины. Именно Бенкендорф А.Х. приобрел картины Никанора Чернецова, о которых упоминалось выше.

Внимательно относился к творчеству Чернецовых Председатель Общества Поощрения Художников граф Павел Иванович Кутайсов (1780-1840). Именно он, отправляясь на ревизию в Закавказские области, захватил с собой Никанора Чернецова.

ОТ ПОТИ ДО АНАПЫ

Никанор Чернецов путешествовал по маршруту: побережье Черного моря от Поти до Анапы, Военно-Грузинская дорога, Кахетия, Абхазия, предгорья Северного Кавказа, Карс — место недавних боев на границе с Турцией. Особый интерес вызывал Тифлис, куда художник возвращался неоднократно. Никанор торопился как можно больше увидеть и зарисовать в свой дорожный альбом. Акварели, рисунки, эскизы, начертанные на месте, послужили Никанору основными материалами для будущих картин. Особо значимым стал для Никанора эскиз «Вид Дарьяла, взятый с дороги ведущей из Тифлиса во Владикавказ. 1830 года сентября 22 дня», сохранивший более позднюю помету художника: «Писана была картина для поэта А.С. Пушкина». В ответ на праведные труды Никанора Чернецова последовали слова признания и награды. Общество Поощрения Художников через Академию Художеств наградило Никанора Чернецова золотой медалью. Академия Художеств избрала его в назначенные академики. Граф А.Х. Бенкендорф приобрел у Никанора Чернецова еще одну картину «Внутренность Караван Сарая». Вершиной успеха стал высочайшей заказ — написать 3 картины из видов Закавказья. Академия Художеств выдала Никанору Чернецовы программу написать «вид Тифлиса, снятый с натуры» в дни его пребывания в Закавказье.

Известно, что Григорий Чернецов в 1831 году был удостоен звания академика за картину «Вид в окрестностях Петербурга».

В КРЫМУ

Программа была выполнена с творческим вдохновением, и в 1832 году звание академика за картину «Вид Тифлиса» было Никанором Чернецовым получено.

Никанор Чернецов под впечатлением о путешествии по Закавказью был склонен к новым — по югу России. Возможность такая появилось в 1833 году, когда по приглашению графа Михаила Семеновича Воронцова Никанор Чернецов приезжает в Крым.

Приглашению Никанора Чернецова в Новороссийский край способствовала его известность в свете, а также влияние некоторых лиц, не равнодушных к его живописи. В архиве Русского музея в фонде Чернецовых имеются письма, подтверждающие это. Приводим сокращенное содержание письма 1833 года.

«Графу Михаилу Семеновичу Воронцову в Одессу. Ваше Сиятельство, Милостливый Государь. Имею честь быть удостоенным предложением на занятие должности художника в Новороссийском крае при особе Вашего Сиятельства, на что я с истинным моим желанием …за особое счастье изъявить мое согласие милостливой моей благодетельнице Татьяне Боркеевне Потемкиной осмеливаюсь я утруждать ее перепиской с вашим Сиятельством… уже и получил известие от Татьяны Боркеевны о согласии Вашего Сиятельства   и желании… нынешней весной быть на месте… в обязанность же себе поставлю доложить Вашему Сиятельству о причинах, кои меня удерживают в скорейшем времени исполнить волю Вашего Сиятельства. Государю Императору угодно было поручить мне написать 3 картины, представляющие виды Кавказа, коими я теперь занимаюсь с особым прилежанием… явится к Вашему Сиятельству к августу месяцу…всепокорнейший слуга Никанор Чернецов 1833г. марта 12 Петербург».

ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

В письме упоминается также князь Александр Николаевич Голицын, который принимал участие в контактах Крыма с С-Петербургом по доставке в столицу работ Никанора Чернецова.

Из содержания этих писем ясно, что молодой Никанор Чернецов находился в добрых, человеческих отношений с особами близкими к Его Величеству. Интересны некоторые сведения о служебной деятельности лиц, с которыми Никанору Чернецову довелось общаться: Михаил Семенович Воронцов (1782-1856), с 1823 Генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии, Голицын Александр Николаевич (1793-1844), канцлер Российских Императорских и Царских орденов (с 1830г).

За 1833-1836 гг Никанор Чернецов создал великолепную Крымскую серию полотен, которые находятся в музеях и галереях России, а также можно посмотреть репродукции с работ Никанора Чернецова в хорошо изданном альбоме «Братья Чернецовы»: «Вид Ореанды», «Вид на пещеры в Мшатке», «Новый Мисхор. На водах», «Крепость Гагры в Абхазии», «Вид Бахчисарайского дворца» и другие.

ВИД ПРЕЛЕСТНЫЙ И УДИВЛЯЮЩИЙ!

Вот как отзываются зрители о картине Никанора Чернецова «Вид на Аю-Даг со стороны моря»: «Одна из лучших картин Чернецова, написанная в Крыму. Вид с моря на горную возвышенность, олицетворяющую красоту и легенду Крыма, особенно удался художнику. Очаровательный первый план, заполненный легкой прибрежной волной и рыбацкой лодкой с 3 рыбаками, пристающей к песчаному берегу. По усилиям рыбаков, точно подмеченных художником, чувствуется, что это им дается нелегко несмотря на то, что парус еще не совсем свернут…Излучина морского побережья в левом пространстве картины заполнена еще двумя лодками. Все это на фоне живописных скальных нагромождений…

Над всем этим союзом тружеников моря, семейной идиллией, легкостью морского прибоя и каменных изваяний природы царствует светлое с легкими облаками небо…»

За картины «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря» и «Вид у подножья Аю-Даг» художник Никанор Чернецов был отмечен «вниманием Его Императорского Величества — награждением бриллиантовым перстнем», а картины были размещены в Елагинском дворце.

Н.И. Кокурин,

Ивановский государственный университет.

NameEmailWebsite

Добавить комментарий