Забыта-заброшена?…

Миллионы православных в праздник Рождества Христова идут в храмы, чтобы совершить молитву в честь праздника. На всей российской земле немало храмов в честь Рождества Христова. Среди православных святынь Лухского района есть церковь, возведённая в честь Рождества Христова. Находится она в селе Сокольском Тимирязевского сельского поселения.

Дорога в Рождество…

Для православного человека главным христианским праздником считается Рождество Христово, которое отмечается 7 января. В честь этого праздника двести с лишним лет назад на территории Лухского района был построен храм Рождества Христова в селе Сокольском Тимирязевского сельского поселения. В новогодние праздничные дни впервые удалось побывать в этой церкви.

Дорога туда лежит через село Тимирязево — это старое направление в Вичугу. Указателя на населённый пункт Сокольское нет. За крайним домом деревни Ворсино нужно повернуть направо и проехать примерно около пяти километров. С небольшой возвышенности, перед селом, открывается прекраснейшая картина: по обе стороны дороги  перелески, луга, а вдалеке – в центре села из-за вековых сосен возвышаются купола и башня церкви. Летом, конечно, эта картина намного привлекательней. Но храмы величаво смотрятся не только в любое время года, но и в любую погоду.

К сожалению, постоянных жителей в селе сейчас нет. Однако с дачницей из Вичуги, которая захотела остаться неизвестной, нам удалось немного поговорить о жителях этих мест. Она с семьей приезжает в свой домик на выходные,  летом в село из городов возвращаются несколько хозяев, большинство из них не коренные жители, дачники. Года два назад одна семья зимовала, сейчас же нет никого. Заметённые снегом дома выглядят удручённо, к ним нет ни единого следа. Складывается впечатление заброшенной деревни. Поэтому проезд зимой в Сокольское затруднён — дороги не чистят. Рискнуть проехать до сильных заносов можно, но только на машине с полным приводом или снегоходе. Обстоятельства заставляют людей покидать годами насиженные места, но тяга к родной земле не пропадает.  Тем не менее узенькая тропка через сугробы вьется по направлению к храму. Пару дней назад здесь кто-то уже был.

Красавица – церковь

Из исторических источников известно, что Рождественская церковь построена на средства прихожан и пожертвования императора Александра I («…каменная, с каменной колокольней и оградой построена в 1803 г., на каковую постройку Государь император Александр I пожаловал 500 рублей»). На территории церкви за каменной оградой находилось кладбище.

Основа храма хорошо сохранилась. Купола с крестами тоже в хорошем состоянии. Но башня без креста. Крыши местами нет, а где-то стоит крепко. Оконные проёмы одного из приделов церкви закрыты решётками, укреплёнными снаружи. Это на фоне того, что во время гонения на православие, многие церкви разрушались до основания, и даже  не оставляли следов церковных объектов. Примером тому можно назвать разрушенную до основания Архангельскую церковь в селе Архангельском, а также Покровскую в Котове, от которой не осталось ничего. Лишь старожилы могут показать, где стояла церковь.

Внутри же храма Рождества Христова разрушений много. Согласно воспоминаниям жителей, церковь была закрыта в начале 30-х годов, а помещения стали использовать для хранения зерна. Сейчас здесь лишь мусор от разрушенных перегородок и стен, местами прибранный в кучи. В центральном помещении по углам стоят две печи, одна из которых на вид тоже хорошо сохранилась. В верхней части башни, над иконостасом, можно рассмотреть фрески. Удивило и то, что в помещениях праздничное убранство! На иконостасе, стенах, столах – иконы и… свежие недогоревшие свечи. Оказалось, на Рождество сюда приезжал кто-то из местных жителей, чтобы совершить молитвы в честь праздника. Как рассказала моя собеседница, летом приезжающие ходят в церковь и проводят уборку. Возможно со временем посильный труд местных прихожан частично изменит общую картину. Но, однозначно, без финансовых вложений для воссоздания облика храма и активной помощи епархии не обойтись.

Если наши читатели знают что-то об этом храме и могут предоставить материалы в редакцию, мы будем за это благодарны!

Действующая?

Лухский район в Ивановской области считается одним из тех, кому удалось сохранивших свой исторический облик. Благодаря своим православным святыням, он известен далеко за пределами региона. Православные жемчужины притягивают всех, кто хотя бы раз побывал на нашей земле. С каждым годом облик храмов становится всё привлекательнее, радует глаз и их внутреннее содержание. Сейчас на территории муниципалитета открыты двери более десяти церквей, в нескольких из них идут ремонтные работы.

Звон колоколов, величественные купола, дивные песнопения, лики святых… Сюда приходят верующие люди. А какую церковь мы считаем действующей, рабочей? Большинство из нас ответят: «Ту, где проходят службы». Священнослужители говорят то же самое. Но, как показывает жизнь, некоторые церкви, несмотря на то, что находятся в полуразрушенном состоянии, и независимо от проведения в них служб, по сей день посещаются православными. Таким примером может служить церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Добрица, где жители и прихожане расположенных рядом населённых пунктов обеспечивают относительный порядок внутри помещения. Здесь иногда проводятся и праздничные богослужения. Долгое время бездействовала одна из церквей села Порздни, но люди тоже шли в храм, каждый со своей верой в Бога. А недавно стало известно, что на территории района есть ещё одна православная обитель, куда через много лет вновь торится тропа.

Е. Кошокина.

Памятник интересен как один из наиболее поздних храмов на востоке области, в объёмном построении и убранстве которого сохранились стойкие традиции древнерусского зодчества сер. 17 в. в сочетании с некоторыми декоративными элементами барокко (ближайший прототип — церковь Покрова 3-й четв. 18 в. в Тимирязеве Лухского р-на).

Вытянутый по поперечной оси двусветный четверик с четырёхскатной кровлей увенчан пятью изящными главками на круглых барабанах (центральный световой). К нему примыкают пониженные объёмы чуть суженной полукруглой апсиды и обширной трапезной, чьи скругленные алтарные выступы заходят на боковые стены четверика. Над западной частью трапезной возвышается мощный восьмигранный столп высокой шатровой колокольни (четверик основания скрыт поздними обстройками). Боковые фасады основного объёма в три световые оси прорезаны двумя рядами крупных окон с лучковыми перемычками (входные проёмы на средней оси, внизу — прямоугольные). Стены четверика завершаются многоступенчатым карнизом с рядами консолек и поребрика и на половине высоты расчленены профилированным поясом, продолжающимся в завершении стен апсиды. Декоративное убранство дополняют расположенные над окнами треугольные сандрики и бровки с крупными сухариками-бусинами. Ребра столпа колокольни подчёркнуты огибающими рустованными лопатками.

Фасады трапезной с несколько суховатой пластикой выдержаны в русском стиле: стены завершены карнизом с поребриком, прямоугольные окна обрамлены крупными наличниками с пилястрами по сторонам и килевидными завершениями.

Храм перекрыт сомкнутым четырёхлотковым сводом со световым кольцом, апсида — коробовым сводом, переходящим в гранёную конху, двустолпная трапезная — системой слабо выраженных сомкнутых сводов.  Клеевая роспись в четверике и алтаре выполнена в сер. 19 в. В кон. 19 в. нижний ярус прописан маслом. Композиции имеют частичные утраты. Интересный пример стенописи, сюжетные композиции которой трактованы в духе барокко, а в орнаментальном декоре сочетаются классицистические и барочные черты. В колорите звучание довольно ярких холодных красок — бирюзовой, серо-фиолетовой, голубой — слегка приглушается тёплыми охристыми тонами. На своде, разделённом широкими орнаментальными полосами, написаны три евангельские сцены: «Вознесение» (южный лоток), «Вознесение Богоматери» (северный), «Преображение» (западный), отличающиеся наивной, но по-своему выразительной экспрессией форм. На восточном лотке утрачена композиция «Воскресение», венчавшая иконостас.  На стенах роспись расположена в два яруса.

В простенках между верхними окнами боковых стен изображены святые; под ними проходит гризайльный фриз; в нижнем ярусе написаны пилястры с ионическими капителями. На западной стене, вверху, помещены три евангельские композиции, а внизу, по сторонам арки — две.Все они имеют пышные орнаментальные обрамления. В алтаре на своде –«Новозаветная Троица».

Трёхъярусный иконостас — характерное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Иконы, царские врата и лепной декор утрачены. Центральная, выступающая в нижних ярусах часть, представляет собой четырёхколонный и двухъярусный портик, фланкирующий внизу проём царских врат и завершённый широким пологим фронтоном с разорванной по центру нижней гранью. В трапезной сохранились каркасы двух придельных иконостасов 2-й пол. 19в.

(Беляев, 1863, с. 215-216; ИАК, 1909. Вып.31, с. 291; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 227.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 657-660)

Мы приглашаем жителей и гостей района рассказать о забытых храмах их малой родины. Будем рады любой информации и фотоснимкам. Материалы можно прислать по обычной и электронной почте, а также рассказать по телефону или лично. 

NameEmailWebsite

Добавить комментарий